Дети говорят

Надюша трогает свой лобик и сообщает: - У меня температура поднялась.
Проверяю её лоб и успокаиваю её
- Нет, не поднялась.
- Поднялась!- настаивает Надя, - она была вот тут (показывает на нос), а теперь она поднялась сюда (снова трогает лоб).

В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в детский сад?
 

Агрессия в детском саду: почему происходит и что делать

Ваш ребёнок пошёл в детский сад и вместо того, чтобы как обычно спокойно играть и слушать старших, он бьёт других детей, кричит и топает ногами на воспитателя, ломает игрушки и не реагирует на замечания? Не стоит впадать в панику и наказывать сорванца, сперва нужно разобраться, что стало причиной такого поведения и как это можно исправить.

Виды агрессивного поведении

детская агрессияАгрессия в любом возрасте может быть прямой и косвенной, вербальной и невербальной.

Вербальная агрессия – желание обидеть другого словом. Прямая вербальная агрессия направлена непосредственно на объект, и проявляется, например, в обзываниях и дразнилках. Косвенная вербальная агрессия отличается тем, что воздействие на объект производится через третьих лиц – воспитателя, родителей, других детей, простым языком она называется жалобами.

Невербальная агрессия – причинение физического или материального вреда. Косвенная физическая агрессия проявляется в уничтожении имущества или продуктов труда объекта – ломание игрушек, порча творческих работ и т.д. Прямая физическая агрессия – непосредственно причинение боли – укусы, царапанье, удары предметами.

Причины и действия

Первопричиной агрессивного поведения может быть психологический и социальный дискомфорт. Учёные считают, что катализатором агрессии являются такие эмоции, как гнев, разочарование, и, как ни странно, любопытство.

  • Гнев и разочарование. Давайте условно поменяемся местами с ребёнком и представим ситуацию: игрушку, которая вам очень нравится, забрал (или просто раньше взял) другой ребёнок. Воспитатель обычно пробует разрешить конфликт, предлагая другие игрушки или совместные игры. Ребёнок, в планы которого это не входит, чувствует себя ущемлённым. Возникает вопрос «Чем я хуже?», «Почему так?». Взрослый человек, оказавшийся в подобной ситуации, сможет донести до оппонента свои эмоции и переживания, но навыки малыша в этой отрасли весьма скудные. Поэтому он выражает свое недовольство агрессией, направленной либо на другого ребёнка, либо на взрослого(воспитателя). Перед тем, как обвинить малыша в «грехе», объясните, как можно и нужно действовать в этой ситуации, почему она возникает. Например: «От того, что ты побьёшь Васю, игрушка не станет твоей, а если ты накричишь на Валентину Ивановну, тебя наверняка накажут, лучше придумай игру, в которую ты сможешь играть с другими детками или возьми другую игрушку, она наверняка лучше (красивее, больше)». «В детском саду игрушки разные, и они общие – ими нужно делиться».
  • Любопытство детей, вызывающее агрессивное поведение, заключается в исследовании допустимых границ. Дети учатся общаться и ищут способы взаимодействия, и не всегда они (эти способы) выглядят «пристойно». Дети в игре могут пробовать применить опыт, который где-то впитали – случайно стали свидетелями агрессивного поведения взрослых в быту или по телевизору, насмотрелись «вредных, жестоких» мультиков, рассчитанных на взрослую аудиторию и т.д. Для того чтобы ликвидировать эти проявления, порой достаточно простой беседы.

Так же агрессию у детей могут провоцировать нарушения внутрисемейных отношений:

  • Частые конфликты между родителями, которые формируют неверные социальные рамки поведения для детей.
  • Поощрение агрессии (прямое или косвенное), например, «ты мужик – нужно уметь за себя постоять».
  • Равнодушие родителей, вседозволенность.
  • Взаимоисключающие принципы воспитания отца и матери, родителей и бабушек/дедушек.

Чтобы избавиться от агрессии ребёнка, как в детском саду, так и за его пределами родителям стоит:

  1. Нейтрализовать провоцирующие факторы (стрессовую ситуацию, если она являлась первопричиной);
  2. Научить ребёнка более приемлемым демонстрациям своего недовольства, упражнениям для снятия гнева и раздражения;
  3. Развивать самооценку, эмпатию (сочувствие и сопереживание).

Универсальных методов борьбы не существует, вы можете подбирать их путём анализа ситуации, методом «проб и ошибок», с помощью квалифицированных специалистов. Главное, знайте – зачастую агрессия ребёнка – не болезнь, а попытка самовыражения.

Калюжная Елена специально для сайта 3-years.ru

Читайте также: Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям?

 

Другие статьи по теме:

 
 
Читайте на сайте