Дети говорят

Купаемся на реке. На берегу много лягушек разных цветов: зеленые, коричневые, и даже бирюзовая. Саша сначала заметила только коричневых лягушек, а когда мы вышли из воды, я показала ей зеленую лягушку. Саша была в полном восторге: "Папа, смотри, лягушка отмылась!".

прислала Оля

Математика для малышей: как ознакомить ребенка с азами математики

С раннего детства можно начинать знакомить малыша с азами математики. Конечно же, это не значит, что двухлетнего кроху нужно учить писать цифры и решать уравнения - всему своё время. Первое знакомство с математикой должно быть в форме игры и не на специально организованных занятиях, а в повседневной жизни. В данной статье описаны идеи, с помощью которых можно заинтересовать малыша математикой и дать первые знания её основ.

Счёт

Знакомить ребёнка со счётом нужно начинать ещё тогда, когда он не разговаривает. Повторить за вами слова он не сможет, но информация, часто повторяемая мамой, обязательно отложится в маленькой головке. Считайте погремушки, выкладывая их в ряд, листики, которые собираете в парке, машины на парковке, носочки и ботиночки, надеваемые на ножку и т.п. И когда кроха начнёт говорить, в его словарном запасе уже будет десять слов - названия чисел. И не беда, если он будет называть их не по порядку, забывать или переставлять местами. Он будет понимать значения числа.

Следующий этап в изучении счёта - выполнение заданий, требующих что-либо посчитать. Например, накрывая стол к ужину, попросите ребёнка разложить ложки для всех членов семьи. Малыш должен посчитать людей в доме, а после приготовить столько же ложек на столе. Во время игр с кубиками и конструктором также можно закреплять навыки счёта, например, посчитать фигурки солдатиков и для каждого построить дом из кубиков. В магазине доверьте ребёнку очень ответственное задание - взять с полки булочки для каждого из домочадцев. Подобные задания ребёнок будет выполнять с большим старанием, так как чувствует большую ответственность. Не забывайте хвалить малыша за правильное выполнение поручений.

Количество

Понятия "один" - "много" ребёнок начинает понимать уже к 2-м годам. Положите перед ним одно печенье справа и несколько печенюшек слева, показывайте пальцем и называйте, где много, а где одно. Выполняя по нескольку раз в день такие упражнения, вы научите малыша различать эти понятия. Следующий этап в определении количества предметов заключается в том, чтобы ребёнок сам раскладывал предметы. Например, предложите в одно ведерко положить один камешек, а в другое - много и т.п. Когда ребёнок усвоит эти понятия, можно приступать к обучению определения количества предметов методом сравнения. Считать и сравнивать можно все, что есть под рукой и в повседневной жизни: пуговицы, столовые приборы, фрукты, любые товары в магазине.

Пример такой игры:
Сложите в миску яблоки и груши. Попросите малыша сначала посчитать фрукты: сколько яблок, сколько груш, сколько фруктов всего? А далее усложните задачу: каких фруктов больше? Чтобы ответить на этот вопрос, ребёнок должен разложить яблоки в ряд, под каждым яблоком положить грушу. Больше фруктов будет тех, которые остались без пары. Таким образом, малыш закрепляет счёт, а также учится сравнивать количество предметов.

Цифры

Параллельно с ознакомлением понятия "количество" нужно начинать изучение цифр. Для таких игровых занятий понадобится набор картонных карточек с цифрами. Посчитали яблоки, положили возле них соответствующую числу цифру и т.д. Закрепление цифр может проходить разными методами: обведение изображения цифры пальчиком или карандашом, прорисовывание цифры по штрихам, разукрашивание цифры, лепка её из пластилина и т.д. В детской комнате можно повесить плакаты с цифрами, магнитики на холодильник.

Геометрические фигуры

математика для малышей Первое знакомство с геометрическими фигурами лучше начать с плоскостных форм, вырезанных из картона. Ребёнок должен потрогать их руками, чтобы понять на основе тактильных ощущений, что такое «есть уголок», например, у треугольника и квадрата, или «нет уголков» у круга и овала. Закрепление понятия о фигурах можно проводить на основе сопоставления их с предметами, например у домика треугольная крыша, форма тарелки - круг, планшет имеет форму прямоугольника и т.д.

Когда малыш научится различать плоскостные геометрические фигуры, можно приступать к знакомству с объёмными - куб, конус, цилиндр, кирпич и т.п. Хорошим помощником в этом станет детский набор "Строитель", там все эти фигуры присутствуют. Их можно и посчитать, и сравнить по цвету, и по размеру.

Величина

Понятие величины можно объяснить на примере сказки "Три медведя". Там очень доступно все показано: у большого медведя большой стул, и миска, и кровать, у мамы-медведицы (она поменьше ростом) все эти предметы меньшего размера, а у маленького медвежонка всё маленького размера. Понятие длины можно показывать на ленточках, шнурочках, полосках бумаги, дорожках в парке, веточках и травинках. Высоту предметов изучайте на примере сравнивания домов, игрушек, цветочков, детишек на площадке и т.п. Закрепляйте эти понятия в играх на сравнение. Например, соберите листики и цветочки разного размера. Предложите малышу на большой листочек положить большой цветочек и т.д.

Используя эти идеи в игровых занятиях с ребенком, вы сможете ненавязчиво привить ему интерес к математике и дать азы этой науки. Ну а для более результативного закрепления математических знаний, используйте настольные и дидактические игры.

Наталья Лукаш специально для сайта 3-years.ru

Читайте также: Раннее обучение: за и против

 

Другие статьи по теме:

 
 
Читайте на сайте