Вспоминая свое детство, каждый из нас возвращается в мир невиданных открытий и необузданных фантазий. Когда мы вырастаем, все вокруг нас меняется и, наблюдая за своими детьми с высоты опыта и стереотипов, пугаемся, обнаружив, что у малыша появился воображаемый друг. Так ли это страшно, как говорят в популярных журналах и телевизионных передачах?
С точки зрения педагогики
Если рассуждать на тему вымышленных персонажей через призму педагогических основ, то фантазия есть частью игры, а значит, воображаемый друг мало, чем отличается от любимого мишки или куклы – ребенок общается с ним, делиться опытом, проигрывает ситуации, окружающие его. Вы же не будете впадать в панику из-за того, что малыш приписывает какие-то действия игрушечным персонажам, разговаривает с ними – это нормально, ведь игра – основная деятельность дошкольника. Кроме сходства с обычной игрой вымышленный друг сродни художественному образу, ведь когда вы читаете книгу, вы на самом деле не видите событий в ней описанных, но с помощью вашей фантазии все воспринимается весьма реально. Развитие образного мышления входит в программу дошкольных учреждений, воспитатели по всему миру стремятся развить креативность, живость ума, что без развития фантазии просто не реально. Страхи немного рассеялись? Теперь обратимся к психологии.
Психологические аспекты детских вымыслов
Психологи тоже солидарны с педагогами во мнении о том, что в большинстве случаев подобные фантазии являются признаком становления личности, прохождения определенных этапов взросления, развития. Если вы внимательны к своему чаду, постоянно общаетесь на равных, обсуждаете его проблемы сложностей возникнуть не должно. Поговорите с малышом о его друге, разузнайте о нем как можно больше и тогда вы поймете, как справиться с первопричиной возникновения подобных фантазий.
Обратите внимание, когда воображаемый друг появляется. Если он приходит, когда ребенок остается один, это сигнал страха. Чаще всего это случается вечером, перед сном, когда выключен свет и детская выдумка дорисовывает всяческие ужасы. Чтобы справиться со своим страхом самостоятельно малыш придумывает себе компаньона, присутствие которого уменьшает или снимает напряжение. Не оставляйте своего малыша в таком состоянии – обязательно поговорите с ним, и получив подтверждение вашим догадкам предложите некие методы борьбы – оставлять щелку двери, поставить ночник, читать ребенку, пока он не уснет.
Если ваш ребенок фантазирует о вымышленном друге, когда что-то натворил, чтобы переложить ответственность, это тоже говорит о страхе, но только о страхе быть наказанным. Задумайтесь, не слишком ли вы строги к ребенку, соответствует ли степень провинности степени лишения, старайтесь заменить более серьезные формы наказания легкими.
Если у вашего крохи нет друзей и приятелей, его не воспринимают ровесники, то появление воображаемого друга сигнализирует о потребности в общении – проводите больше времени с малышом, старайтесь завлечь к вам в гости соседских ребятишек или одногруппников из сада. Возможно, узнав друг друга поближе, они сдружаться и всех воображаемых друзей заменят друзья реальные.
Не получается скрасить досуг ребенка? Отведите его на кружок творческого развития или заведите домашнее животное, за которое нести ответственность будет именно ребенок – скука уйдет прочь, а вместе с ней и иллюзорные персонажи.
Напоследок хотелось бы заострить внимание на основных стоп-сигналах, которые могут предупредить вас о том, что обыденность переходит в патологию:
- Ребенок находится в мире вымыслов постоянно или путает реальность и выдумку;
- У малыша изменилось отношение к жизни, режим дня, питания. Отказ от сна или еды – тревожный симптом;
- Фантазии носят агрессивный характер.
Изобретайте вместе с малышом, черпайте вдохновение и идеи из бездонного источника воображения, умело подставляйте плечо в трудные для крохи минуты, и никакие фантомы не будут вам страшны!
Калюжная Елена специально для сайта 3-years.ru
Читайте также: Как подготовить ребенка к детскому саду
|